Вторник, 03 февраля 2015 21:34

Citroen DS Chapron кабриолет - история создания Избранное

Автор
Поставьте оценку
(2 голосов)
Citroen DS Chapron кабриолет - история создания - 5.0 out of 5 based on 2 votes
Citroen DS Chapron кабриолет - 1973 год Citroen DS Chapron кабриолет - 1973 год Мой-Драйв 2015

Новаторский и футуристичный кабриолет на базе серийного седана Citroen DS мог бы иметь совсем иной внешний вид, если бы его разработкой занялся сам французский концерн Ситроен. На первых порах проектирования авто предполагалось удалить с исходного кузова его почти ненагруженную силовыми функциями пластиковую крышу, получив таким образом открытый автомобиль с кузовом типа фаэтон. Так уж сложилось, что в этот незамысловатый план коррективы внес предприимчивый дизайнер и конструктор Анри Шапрон.

Бурную премьеру седана Citroen DS на Парижском автосалоне можно было смело уподобить взрыву не то что бомбы, а мощнейшего кумулятивного снаряда. Хитрые ситроеновцы добились этого самого кумулятивного эффекта тем, что ровно в девять утра 5 октября 1955 года, то есть в момент начала работы автосалона, выпустили на парижские улицы несколько десятков таких машин; прохожая и проезжая публика массово впадала при виде новинки в ступор и валом валила на салон, махнув рукой на все дела, чтобы там рассмотреть диковину поближе. Результат грамотного и тонко рассчитанного маркетингового хода не заставил себя ждать: только за первые сорок пять минут работы экспозиции было принято 749 заказов на новый автомобиль, а к концу дня эта цифра возросла до двенадцати с хвостиком тысяч. Другое дело, что до серийного выпуска новинку удалось довести лишь в начале следующего года, и первое время производство шло «шажком», так что многие заказы были впоследствии аннулированы.

1973 Citroen DS Chapron

Даже с поднятым верхом вид у машины самый что ни на есть залихватский. Большое заднее окно обеспечивает водителю достаточно хороший обзор. Золотистые фирменные шевроны на крышке багажника у данного экземпляра почему-то поставлены острием вниз, а не вверх, как полагается.


 

1973 Citroen DS Chapron

Поворотники, которые вообще-то располагались по углам крыши, на открытой модели пришлось переносить к самому кокпиту, к отсеку, в который убирается сложенный мягкий верх. В багажнике свободного места довольно много, так как запасное колесо предусмотрительно «выселили» в моторный отсек (на седане оно тоже под капотом).


 

Футуристический дизайн автомобиля, конечно, валил с ног при первом взгляде, но и под эффектным кузовом тоже было чем восхититься. Машина была сложная, ультрасовременная, вся на гидравлике, с дисковыми передними тормозами, с полуавтоматическим переключением передач в четырехступенчатой коробке; в конструкции необычайно широко использовался «материал будущего» - пластмасса. Оставляла, правда, желать лучшего вентиляция салона, и явно слабоват был мотор: специально под эту машину проектировался оппозитный шестицилиндровый двигатель, но он по каким-то причинам в производство так и не пошел, пришлось использовать существующую силовую установку с четырьмя цилиндрами, а она развивала всего 75 л.с., и лишь к 1961 году с нее удалось снять 83. Еще хуже было то, что автомобиль оказался адски сложным в обслуживании: фирма-изготовитель держала свои разработки в полном секрете и вовремя не проинформировала станции техсервиса о специфических особенностях новой модели, так что остолбеневшие французские «гаражьеры» смотрели на ее внутренности примерно как на те самые «новые ворота». С этим, правда, удалось довольно быстро справиться, а вот проблемы качества и надежности первое время донимали всерьез, так что пришлось даже выпустить в 1957 году упрощенный вариант, у которого гидравлической осталась одна только подвеска, а трансмиссию, тормоза и рулевое управление вернули к традиционному, «механическому», виду, чтобы не слишком перегружать центральный насос гидросистемы. Ради того, чтобы сделать машину хоть немного доступней, тогда же на рынок была выведена совсем простая модель, с оборудованным по минимуму салоном - даже без отопителя - и со стальным капотом (обычно использовался более легкий алюминиевый).

Все эти машины предлагались только в одном варианте: четырехдверный седан. Конечно, не помешали бы и другие версии, но из-за «трудностей роста» фирме-изготовителю просто некогда было их спроектировать. Тут-то и появился на сцене Анри Шапрон, выдающийся французский кузовщик, - один из немногих мастеров этого дела, сумевших пережить и войну, и послевоенное истребление французских марок, которые нуждались в его услугах. Прежде он делал кузова для таких машин, как Hotchkiss, Delahaye или Talbot, изготовил, кроме всего прочего, парадный фаэтон для французского президента на переднеприводном шасси Citroen, но к середине пятидесятых годов большей частью сидел без заказов. Президентский фаэтон - это ведь заказ разовый, а регулярных потребителей штучного и мелкосерийного кузова извела под корень французская налоговая политика, превратившая производство автомобилей высшего класса в занятие совершенно убыточное. Вот Шапрон и принялся поглядывать по сторонам, нет ли где на рынке ниши, которую он мог бы заполнить. И в какой-то момент разглядел брешь в производственной программе компании Citroen.

В 1958 году, опять-таки на Парижском автосалоне, Шапрон представил на своем стенде очень стильную открытую машину Le Croisette (название было позаимствовано у одной из парижских набережных) на базе абсолютно серийного автомобиля Citroen DS19. Автомобиль был выполнен двухдверным; шов на стыке заднего крыла с той облицовочной панелью, что осталась от бывшей задней двери, прикрывала изящная накладочка из блестящего металла, и еще один сверкающий молдинг был пущен горизонтально по переднему крылу. От внимания публики не укрылось, что на ситроеновском стенде ничего подобного не было, так что все вопросы касательно перспектив тиражирования данного образца задавались именно шапроновским стендистам. Прикинув возможные объемы спроса, Шапрон обратился в компанию Citroen с вопросом о возможности поставки ему машино-комплектов на предмет переработки их в кабриолеты, но там от него попросту отмахнулись, порекомендовав приобретать полностью готовые и комплектные автомобили на общих основаниях - через дилеров. У компании хватало забот с доведением до ума существующей модели, и, кроме того, более приоритетным вариантом кузова там считали грузопассажирский, кабриолетом же собирались заниматься уже после него. «Ну что же, как угодно, - вздохнул месье Шапрон. - Будь по-вашему, смотрите только, как бы потом не пожалеть», — и отправился принимать заказы на свой кабриолет...

Заказов оказалось вполне достаточно. На первых экземплярах упомянутая выше накладка, маскирующая стык панелей, была сделана пошире и поставлена не вертикально, а с небольшим наклоном вперед; короткое время спустя заднее крыло стали выполнять цельным, а не составным, и необходимость в накладке исчезла. Общий вид от этого только выиграл, приток заказов увеличился, и в компании Citroen, видя такое дело, наконец сообразили, что вполне могут в самой ближайшей перспективе нажить себе конкурента. Шапрон успел построить и продать 389 своих кабриолетов Citroen DS Chapron, прежде чем прозревшая компания сама предложила ему сотрудничество на самых выгодных условиях. С 1961 года открытый Citroen DS получил гордое наименование «usine decapotable», «заводской кабриолет», - хотя делался он по-прежнему в мастерских Шапрона, - и удостоился включения в фирменные каталоги на правах серийной модели. Кроме кабриолета Шапрон строил впоследствии еще и закрытые модели Prestige и Pallas, а также, в очень малых количествах, лимузины Majesty; все они также являлись производными от автомобилей серии DS.

Автомобиль на наших иллюстрациях датирован 1973 годом - и, следовательно, у него уже 12-вольтовая электрическая система, а не первоначальная 6-вольтовая, хилая и неадекватная; от нее отказались еще в 1960 году, вообще данная машина поздняя после всех фейслифтов, которые пришлись на длинную конвейерную жизнь DS, но при этом странным образом оснащена выпуклыми ручками дверей.

Три года спустя кабриолетам от Шапрона поменяли хвостовое завершение, оно стало более угловатым и прекратило быть общим для закрытых и открытых Ситроенов. Всего за период с 1961 по 1971 годы было изготовлено и продано 1356 «заводских кабриолетов»; впоследствии, много лет спустя, отдельные «рукодельники», почуявшие особую коллекционную ценность таких автомобилей, принялись самостоятельно переделывать машины серии DS в кабриолеты по шапроновскому образцу, но ни у кого из них такая операция не получалась как следует: отличий от оригинала много, и опытному взору они достаточно хорошо заметны.

Анри Шапрон скончался в 1978 году, успев сделать, для уже к тому времени совсем несамостоятельной компании Citroen еще целый ряд важных и значительных машин, в том числе еще один президентский парадный фаэтон на шасси провалившейся на рынке модели SM, изготовленный в двух экземплярах. Кроме того, он регулярно выставлял на своем стенде - даже после соглашения о «заводских кабриолетах» - собственные демонстрационные экземпляры аналогичных машин, каждый под своим особым именем: Le Paris (1958), Le Caddy (1959), Le Dandy (1960), Le Concorde (1961), Palm Beach (1965), Le Leman (1966) и др. Все они немножко отличались друг от друга (и от «заводской» версии), иные были снабжены съемкой фиберглассовой крышей, которая совершенно меняла силуэт. Вообще говоря, такую крышу можно было даже заказать - только удовольствие это было не из дешевых: со стеклопластиковым верхом машина обходилась ощутимо дороже, чем со складным матерчатым. Так что в основной массе своей покупатели довольствовались обычными кабриолетами — такими, как на этих страницах.

Citroen DS Chapron - 1973

Рулевое колесо с одной-единственной спицей выглядит довольно непривычно - но это еще ничего: в первоначальном варианте проекта баранка вообще отсутствовала как таковая, а рулить предполагалось вот этой самой «спицей», только она была направлена не вниз, а вверх. Приборный щиток здесь выглядит уже попроще, а изначально он тоже был очень футуристическим - и жутко неудобочитаемым.


1973 Citroen DS Chapron

Удлиненные двери перечеркнуты подлокотником по диагонали. Прочая дверная фурнитура использована от стандартной закрытой модели. Салон, естественно, кожаный.


 

1973 Citroen DS Chapron

Под покатым капотом хватило места не только четырехцилиндровому двигателю, но и запасному колесу. Там оно располагается у всех машин данного типажного ряда - безразлично, открытых или закрытых.

 

 

Прочитано 3827 раз Последнее изменение Вторник, 03 февраля 2015 23:02
Святослав Скоробогаткин

Ведущий редактор сайта Драйв-май-ру, настоящий эксперт в области автомобилей, мотоциклов и иной колесной техники, знаток классических и ретро машин. Испытатель наших тестовых авто на треке.

Медиа

{youtube}https://www.youtube.com/watch?v=uYo8L4fqN1k{/youtube} Citroen DS Chapron Мой драйв 2015

Комментарии (0)

Средняя оценка 0 из 5 согласно 0 голосам
Комментарии отсутствуют

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий в качестве гостя. Зарегистрироваться либо авторизоваться. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением
Как общаться с ДПС в РФ в 2015 и 2016 году?
Ужесточилось ли поведение инспекторов. Требовать ли объявление причины остановки...
7298 Hits
0 Votes
Posted on Среда, декабря 16 2015, 01:17 AM
Автомобилям время дешеветь?
Время дешеветь? В статье «Валютный товар» Игорь Владимирский утверждает, что пов...
6022 Hits
3 Votes
Posted on Пятница, апреля 03 2015, 09:22 AM
ВАЗ Калина с самоблокирующимся дифференциалом
С преднатягом или без? Прочитал статью «Внутреннее трение» про ВАЗ Калину с само...
8017 Hits
2 Votes
Posted on Воскресенье, марта 08 2015, 01:09 AM