Понедельник, 18 ноября 2013 02:08

Золотая эра мотокросса СССР 1964 год

Автор
Поставьте оценку
(1 Голосовать)
Золотая эра мотокросса СССР 1964 год - 5.0 out of 5 based on 1 vote
мотокросс СССР 1964 мотокросс СССР 1964 2014 Drive-my.ru

Каждую субботу и воскресенье вереницы машин, мотоциклов и автобусов бесконечной, пестрой рекой заполняли Выборгское шоссе, что в пригороде Ленинграда. Но такого скопления транспорта, какое было на этом шоссе воскресным днем 19 июля 1964 года, не смогли припомнить даже старожилы ленинградских окраин. Десятки автобусов и на каждом табличка с надписью «На Мотокросс» спешат на знаменитую трассу «Юкки» в районе поселка Порошкино, где после двухгодичного перерыва собрались все сильнейшие гонщики из тринадцати стран, чтобы померяться силами на 11-м этапе чемпионата мира в классе 250сс - Гран-При СССР В перерывах между заездами мирового первенства проходили старты четвертого этапа Чемпионата СССР на мотоциклах с объемом двигателя 500сс.


Место соревнований пестрело флагами стран-участниц. Транспаранты, лозунги, стройные ряды палаточного лагеря, красивая и четкая разметка трассы - везде чувствовалась атмосфера настоящего праздника. Чемпионат мира вошел в свою заключительную фазу, и теперь каждый заезд имел огромное значение для распределения мест в турнирной таблице. Но судьба первых двух мест была уже решена - Жоэль Робер приехал на советский этап уже в звание чемпиона мира, которое он завоевал досрочно, а Торстэн Хальман расположился на второй позиции. Но кому достанется бронза? К 11-му этапу у Григорьева и Бикерса по 20 очков, и они делили третье и четвертое места, а Виктор Арбеков был пятый с 18-ю очками. Не потеряны были шансы и у Властемила Валека и Укке Юнсона. Сложившаяся ситуация и предопределила характер борьбы на трассе.

Золотая ЭРА СОВЕТСКОГО мотокросса - 1964 год


Наконец, гонщики вызвались в закрытый парк, а затем и на линию старта. Еще не успели последние участники выбрать себе место на старте, как самые нетерпеливые уже устремились на трассу - массовый фальстарт. Судьи остановили гонку и вернули всех участников в зону старта - и снова фальстарт. В третий раз старт дан успешно, и концу первого круга лидерство захватил новоиспеченный чемпион мира - Робер. На втором месте швед Юнсон, советские гонщики Арбеков и Григорьев шли соответственно на третьей и четвертых позициях. В шестерке сильнейших Дейв Бикерс и Валек. Седьмым на финише был Олле Петтерсон из Швеции. В таком порядке гонщики и заканчивают первый заезд. Только первой семерке и удалось пройти всю дистанцию полностью, остальные отстали на круг и более. Первую половину заезда неплохо прошли советские гонщики Гунар Драугс, Виталий Тюрин и Владислав Горулько, но из-за неисправностей мотоциклов им пришлось сойти с дистанции.


Несмотря на то, что разведка боем была уже закончена, второй заезд начался опять с фальстарта. С первых же метров лидерство захватил Виктор Арбеков, Г ригорьев - второй, Укке Юнсон - третий. Но шведа уже на втором круге подводит мотоцикл, и наши ребята все дальше и дальше уходят вперед. Но где же Робер? Неудачно взяв старт, он после первого круга был лишь двадцатым, но продемонстрировав все свое мастерство, на финише он оказался на втором месте, уступив лишь Арбекову. Игорь Григорьев финишировал третьим. Когда судьи подвели итоги этапа, шестерка сильнейших выглядела так: первый Робер, за ним с разрывом в два очка Арбеков, третий Григорьев, Бикерс, Петтерсон и Валек. Таким образом, Арбеков и Григорьев после 11-го этапа закрепились на 3-й и 4-й позициях, так и не уступив их никому до самого конца чемпионата. Это был настоящий успех советских гонщиков на домашнем этапе, ведь две ступени подиума были наши. А вот успехи советских кроссменов в чемпионате мира класса 500сс были куда скромнее. Лишь на домашнем этапе во Львове заслуженный мастер спорта Николай Соколов смог показать высокий результат на протяжении всего чемпионата - четвертое место на этапе и шестнадцатое в общем зачете. Антонин Клавинш и Александр Лебедев выше пятого места на этапах подняться не смогли и в итоге поделили 18-ю позицию в общем зачете. А Сигур Калкис был лишь двадцать четвертым.


Теперь давайте посмотрим, что происходило на трассах всесоюзных первенств. Сразу хотелось бы отметить серьезные изменения, которые произошли в порядке проведения первенства СССР В двух классах мотоциклов - 250 и 500сс (в которых разыгрывается чемпионат мира) - гонщикам предстояло оспаривать золотые медали на шести этапах, а не на одном, как это было раньше. Таким образом, впервые в истории первенства страны по мотокроссу была введена система чемпионата. Ее значение трудно переоценить, ведь многоэтапные соревнования ускорили процесс совершенствования мастерства и сыграли важную роль в популяризации спорта - ведь в этом году уже десять городов принимали у себя главные события всесоюзного чемпионата. Первые три этапа Чемпионата СССР в классах 250 и 500сс прошли в конце марта на трассах Тбилиси, Рустави и Сухуми. Три города, три различные трассы. Каменистая с жестким покрытием на Делисских холмах, окраине Тбилиси, сильно пересеченная, с множеством поворотов и крутых подъемов и спусков в Рустави и, наконец, скоростная в столице Абхазии - Сухуми. Что же принесли первые этапы? Скажем сразу, что на грузинских трассах никаких сюрпризов не произошло. Как и в предыдущие годы, в числе победителей и призеров хорошо знакомые имена: Игорь Григорьев, Виктор Арбеков, Борис Динобург (класс 250сс), Зигурд Калькис, Николай Соколов и Сергей Кадушкин (класс 500сс). Эти гонщики, в основном, и вели борьбу за победу. Также вместе с лидерами стартовали и молодые гонщики из Грузии, Армении и Азербайжана, но они серьезной конкуренции составить конечно же не смогли.


Класс машин 250сс, безусловно, был в центре внимания. Во-первых, именно этим классом наиболее широко представлен советский мотокросс на мировой арене, а, во-вторых, своеобразный экзамен сдавали ковровские спортсмены на новых отечественных мотоциклах К-250. Испытание они выдержали успешно, и на трудных грузинских трассах новые мотоциклы неплохо себя зарекомендовали. Об этом свидетельствуют результаты гонщиков Бориса Динобурга, Игоря Королева и Виталия Тюрина, занимающих после трех этапов соответственно третье, пятое и шестое места. К приятным событиям минувших этапов можно отнести и успешные выступления молодых гонщиков - москвича Юрия Сухова, Эдуарда Борисенко из Московской области, а также рижанина Гунара Драугса. Определенный интерес вызвало выступление Владимира Бессонова, стартовавшего на серпуховском мотоцикле ЦКЭБ-500. Шестое место на втором этапе - неплохой результат на машине, которая требует еще внесения конструкторских поправок. Кстати, на таком же мотоцикле мастер спорта Виталий Кепский из Луги занял четвертое место в Сухуми. Ну и напоследок хотелось бы отметить еще один важный момент: на всех трех этапах доходы, полученные от продажи билетов, полностью компенсировали все затраты на организацию соревнований.
Три последующих этапа проходили в разные сроки во Львове (250сс), Ленинграде (500сс), Коврове и Бельцах (оба класса вместе). Решение провести заключительный этап в Молдавии было вынужденным, так как Московская организация ДОСААФ сорвала запланированные соревнования и «досаафовцы» города Бельцы взяли на себя проведение финальной гонки сезона. Успех шестого этапа превзошел все ожидания. Так же, как и в Г рузии, к основному составу участников чемпионата присоединились и местные гонщики, а зрителей было больше, чем жителей в городе.


Вторая половина чемпионата выявила еще одно преимущество новой системы проведения соревнований - выявление талантливой молодежи: Драугс, Ковалев, Лебедев, Саар - вряд ли можно бы было назвать столько новых имен одаренных кроссменов, если бы не чемпионат. Появление новых сильных гонщиков дало возможность в разгар сезона влить в сборную свежие силы. Выступление в классе 250сс Драугса на последних этапах чемпионата мира, где он занял призовые места, и Лебедева на заключительном этапе первенства мира в классе 500сс, позволило надеяться, что в будущем сезоне наши мастера мотокросса получат серьезное подкрепление.

В первой половине турнира шло острое соперничество между лидерами, но чем ближе к финишу, тем борьба становилась менее интересной. В особенности это касается класса 500сс. К заключительному этапу из-за травм выбыли многие претенденты на золотые медали - Калькис, Соколов, Клявиньш. Ленинградцу Сергею Кадушкину, уверенно лидировавшему на протяжении всего чемпионата, на последнем этапе было уже обеспечено чемпионское звание. Серебряным призером стал молодой Александр Лебедев, а бронзовым - Зигмунд Калькис. В классе 250сс борьба шла, в основном, только между двумя претендентами: Григорьевым и Арбековым. После уверенных побед в Грузии Григорьев полагал, что золотая медаль ему обеспечена, но по итогам следующих этапов, вынужден был уступить чемпионское звание Виктору Арбекову, показавшему в этом сезоне высокий класс. Третье место досталось ленинградцу Андрею Дежинову.


Мы упоминали о том, что на первых и заключительном этапах вместе с участниками чемпионата выступали и местные гонщики. Гораздо меньше их было во Львове, Ленинграде и Коврове. И порой, борьба в заездах представляла весьма скучное зрелище: 10-12 гонщиков - это слишком мало для всесоюзного первенства. Обсуждая итоги чемпионата СССР 1964 года, комиссия мотокросса внесла некоторые коррективы в розыгрыш первенства страны на 1965-й год. Теперь он стал включать не шесть, а только четыре этапа и к участию в соревнованиях стало допущено больше спортсменов. Чемпионат уже в этом сезоне прошел первую проверку, и можно было смело утверждать, что за многоэтапным первенством большое будущее.


Ну, а сейчас настал момент подвести итоги прошедших лично-командных первенств в Кировограде и Белгороде, а также чемпионата страны на мотоциклах с колясками. В Кировограде по традиции проходило первенство СССР в четырех классах: мужчины (класс 125сс) и юноши (125 и 175сс), плюс женский чемпионат в классе 125сс. Сорок тысяч кировоградцев пришло на трассу посмотреть на состязания 135 участников в четырех классах мотоциклов. Соревнования начались заездом 23-х лучших гонщиц страны. Как и в прошлом году, лучше всех подготовлена была ростовчанка В. Лукина, которая, уверенно победив в двух заездах, сохранила чемпионское звание. На редкость упорной была борьба среди юношей - только третий заезд определил победителей первенства в обоих юношеских классах. На мотоциклах класса 125сс тон в гонке задавали жители Украины. Продемонстрировав отличную езду, победителем стал, несомненно, талантливый юный гонщик В.Погребняк. Сильный состав собрался в заездах класса 175сс. Глядя на молодых Юрия Варабина и Вячеслава Краснощекова из ковровского «Труда», москвича Бориса Иванова, трудно было поверить, что это всего лишь юниоры. Основная борьба разгорелась между Варабиным и Ивановым, у них было по одному первому и второму месту перед третьим заездом. Отлично взяв старт в третьем заезде, ковровский спортсмен уверенно выиграл первенство СССР С нетерпением ожидали зрители заездов мужчин в классе 125сс. На старт выехали чемпионы прошлых лет Савельев, Долгодворов, Лаврентьев и Агеев. Но ни одному из них не суждено было стать обладателем золотой медали. Мастер спорта Л.Черный впервые стал чемпионом СССР.


В Белгороде интерес болельщиков, а их было, по меньшей мере, 50 тысяч, к соревнованиям был исключительный - здесь разыгрывались медали чемпионата страны в классах 175 и 350сс. Не будем утомлять читателя описанием гонки, скажем лишь, что Виктор Арбеков, выиграв первые два заезда в классе 175сс, обеспечил себе звание чемпиона. Во всех трех заездах ковровчанин Александр Яковлев был вторым, обеспечив себе в итоге звание серебряного призера. Бронзовым призером стал Юрий Романов из Москвы. Спортивный спор в классе 350сс решали не менее именитые гонщики. Основная борьба развернулась между заслуженным мастером спорта Игорем Григорьевым, впервые выступающем в этом классе и растущим в своем мастерстве от гонки к гонке, и Гуннаром Драугсом. Победил опыт, и многократный победитель первенств Игорь Григорьев впервые удостоился звания Чемпиона СССР и в этом классе. За последнее время в стране появилось немало новых центров мотоспорта - Львов, Киров, Кировоград, Кемерово. Теперь с полным основанием к ним можно было отнести и Белгород, где популярность мотокросса росла год от года, и организаторы со всей ответственностью относились к проведению соревнований.


Вот уже третий год первенство страны на мотоциклах с колясками проводится самостоятельно. Поначалу были опасения, что соревнования будут малоинтересны и не соберут достаточное количество зрителей. Но прошедшие сначала в Ирбите, затем в Риге и в Серпухове гонки развеяли все сомнения. «Коляски» класса 350сс получили признание среди болельщиков, но отсутствие специальных кроссовых машин не позволяет этому классу стать по- настоящему массовым. На заключительном этапе в Серпухове большинство спортсменов стартовало на ижевских мотоциклах, и чемпионы определились уже после первых двух заездов - ими стали неоднократные победители первенств мастера спорта Анатолий Раутенфельд и его колясочник Александр Портягин. В классе до 750сс стартовали лучшие спортсмены Советского Союза, но в упорной борьбе на верхнюю ступень пьедестала поднялись прошлогодние победители Александр Лешков и Евгений Королев.


Ну, и в завершении, немного о прошедшем в Голландии «Трофее Наций» (250сс), где наши гонщики с капитаном сборной команды Виктором Арбековым выступали впервые и среди десяти команд и пятидесяти гонщиков смогли занять четвертое место. Вот так закончился еще один год, год перемен в советском мотокроссе. В следующем выпуске вы узнаете, кому из наших спортсменов досталось золото на чемпионате мира, а также узнаем имена победителей всесоюзных первенств. Оставайтесь с нами....



Первенство СССР - классы 125сс (мужчины, женщины), 125 и 175сс (юноши): 16.08. - Кировоград Первенство СССР - классы 175 и 350сс (мужчины): 27.09. - Белгород Первенство СССР - классы 350 и 750сс (с коляской): 23.08. - Серпухов Первенство СССР - классы 350 и 500сс (6 этапов):
22.03. - Тбилиси
25.3 - Рустави
29.3 - Сухуми
21.6 - Львов (только в классе 250сс)
19.7 - Ленинград (только в классе 500сс)
13.9 - Ковров
20.9 - Бельцы (Молдавия)
21.6. - 8-й этап Чемпионата мира по мотокроссу в классе 500сс - Львов.
19.7. - 11-й этап Чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс - Ленинград 03 - 04.11 - Международная товарищеская встреча - Кишинев
Класс 125сс (юноши):
1.В.Погребняк (Киев), 2. В.Петров (Ковров) 3. В.Рыканов (РФ).
Класс 175сс (юноши):
1.Ю.Варабин (Ковров), 2.Б.Иванов (Москва) 3.В.Краснощеков (Ковров).



Класс 125сс (мужчины):
1. Л.Черный (СА, К-125СК), 2.Ю.Агеев (Ковров, К-125СК) 3.Г.Жданов (Подольск, К-125СК).
Класс 175сс:
1. В.Арбеков (Москва, Ковровец-175СКУ),
2. А.Яковлев (Ковров, 175СКУ),
3. Ю.Романов (Москва, 175СКУ).
Класс 125сс (женщины):
1. В. Лукина (Ростов, К-175СКУ),
2. Х. Сарапуу (Таллин, К-58С), З.РОсе (Рига, К-175СКУ)


 

ЗОЛОТАЯ ЭРА СОВЕТСКОГО МОТОКРОССА - 1964 год
Класс 250сс:
1. В.Арбеков (Москва, Чезет),
2. И.Григорьев (Львов, Чезет),
3. А.Дежинов (Ленинград, Чезет),
Класс 350сс (с коляской):
1. А.Раутенфельд - А.Портнягин (СА, ЭСО),
2. Э.Валла - Е.Валла (Таллин, ИЖ-57),
3. В.Зирнис - О. Решетникс (Рига, ИЖ-62)
Класс 350сс: Класс до 750сс (с коляской):
1. И. Григорьев (Львов, Чезет), 2.Г.Драугс (Рига, Чезет),
1. Л. Лешков - Е. Королев (Ирбит, М-61К)
3. З.Калькис (Рига, Иж-62). 2. И.Шипицин - Ю.Бажин (Ирбит, М-63К),
3. Ю.Соколов - В. Дрожжин (СА, К-750С).
Класс 500сс:
1. С.Кадушкин (Львов, ЭСО), 2.А.Лебедев (Москва, ЭСО),
3. З.Калькис (Рига, ЭСО).


 

Итоги ЧЕМПИОНАТА Мира 1964 ГОДА В КЛАССЕ 250СС (С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ)


1 Robert BEL CZ 74
2 Torsten Hallman SWE Husqvarna 59
3 Виктор Арбеков СССР CZ 32
4 Игорь Григорьев СССР CZ 34
5 Dave Bickers GBR Greeves 23
6 Ake Jonsson SWE Husqvarna 19
7 Vlastimil Valek CZE Jawa 16
8 Karel Pilar CZE CZ 13
9 Гуннар Драугс СССР CZ 12
10 Cenneth Loof SWE Husqvarna 7
11 Don Rickman GBR Bultaco 6
12 Jan Johansson SWE Lindstrom 6
13 Olle Pettersson SWE Husqvarna 6
14 John Griffith GBR Greeves 4 14 Malcom Davis GBR Greeves 4 14 Josef Hrach CZE CZ 4
17 Zdenek Polanka CZE CZ 3 17 Bryan Goss GBR Greeves 3
19 Derek Rickman GBR Bultaco 3
20 Eungenius Frelich POL MZ 2 20 Max Morf SUI CZ 2
20 Jaakko Lehmuskoski FIN Husqvarna 2 23 Fritz Betzelbacher GER Montesa 1 23 Fritz Selling NED Greeves 1


 

1 Jeff Smith GBR BSA 96
2 Rolf TibbLin SWE HedLund 64
3 Sten Lundin SWE Lito 43
4 Ove Lundell SWE Husqvarna 24
5 Bill Nilsson SWE Metisse-Eso 20
6 Per Olaf Persson SWE Husqvarna 15
7 Herman De Soete BEL Metisse-Matchless 9
8 Jerry Scott GBR BSA 6
8 Vic Eastwood GBR Matchless 6 8 Hubert Scaillet BEL Metisse Triumph 6 8 John Burton GBR Metisse Triumph 6
12 Pierre-Andre Rapin SUI Monark 5
13 Josef Chara CZE Jawa 4 13 Dieter Kley RDA Eso 4
13 Gunnar Jan Johansson SWE Lito 4
16 Николай Соколов СССР ESO 3 16 Jos Ribbens BEL BSA 3
18 Антонин Клавинш URSS ESO 2 18 Александр Лебедев СССР ESO 2 18 Andre Chuchard FRA Metisse Triumph 2 18 Broer Dirkx NED Lito 2 18 Dave Nicoll GBR Matchless 2 18 Ervin Krajcovic CZE ESO 2
24 Josef Hrebecek CZE CZ 1 24 Lubomir Eichler CZE CZ 1 24 Andy Lee GBR Metisse Matchless 1 24 Сигур Калкис СССР Eso 1 24 Roger Vanderbecken BEL Triumph 1 24 Jacob Lynegaard DK BSA 1

Прочитано 5432 раз Последнее изменение Понедельник, 18 ноября 2013 02:17
Евгения Любимова

Наш эксперт в области мотоциклов, отличный знаток байк-тематики, активный мотоциклист круглый год и фанат мототехники. Пишет статьи на тему эндуро, туристов и спорт-байков.

Комментарии (0)

Средняя оценка 0 из 5 согласно 0 голосам
Комментарии отсутствуют

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий в качестве гостя. Зарегистрироваться либо авторизоваться. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением
Как общаться с ДПС в РФ в 2015 и 2016 году?
Ужесточилось ли поведение инспекторов. Требовать ли объявление причины остановки...
5830 Hits
0 Votes
Posted on Вторник, декабря 15 2015, 10:17 PM
Автомобилям время дешеветь?
Время дешеветь? В статье «Валютный товар» Игорь Владимирский утверждает, что пов...
4890 Hits
3 Votes
Posted on Пятница, апреля 03 2015, 06:22 AM
ВАЗ Калина с самоблокирующимся дифференциалом
С преднатягом или без? Прочитал статью «Внутреннее трение» про ВАЗ Калину с само...
6144 Hits
2 Votes
Posted on Суббота, марта 07 2015, 10:09 PM