Пятница, 26 декабря 2014 01:07

FSO Polonez - погасшая звезда польского автопрома

Автор
Поставьте оценку
(5 голосов)
FSO Polonez - погасшая звезда польского автопрома - 5.0 out of 5 based on 5 votes

Разделы статьи

Это сегодня польский автомобиль Polonez («Полонез») кажется архаичной моделью, но на момент его появления на свет ему не было равных в государствах социалистического содружества по дизайну и пассивной безопасности. Недаром Polonez был замечен и благосклонно воспринят даже в развитых капиталистических странах.

Хорошая задумка

Для автомобильной промышленности Польши 70-е годы стали, пожалуй, наиболее успешными. Это был период, когда исполнялись даже самые смелые мечты и планы польских автомобилестроителей. Лучшее тому доказательство — легковой автомобиль Polonez.

Запущенная в производство в конце 60-х годов на польском заводе FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) итальянская лицензионная машина Fiat 125p внешне достаточно быстро устарела. Стало понятно — еще несколько лет и экспортный потенциал этой модели окончательно иссякнет. Польскому автопрому требовался более современный и солидный легковой автомобиль, чем Fiat 125p. Необходимо было создавать что-то принципиально новое.

 

FSO Polonez - 1982 год - авто для рынка западной Европы

В первой половине 70-х годов поляки обратились к специалистам концерна FIATSp. A из Турина с просьбой разработать автомобиль с новым кузовом, в котором бы максимально использовалась уже выпускаемая агрегатная часть от Fiat 125p. При этом польская сторона поставила много дополнительных условий, среди которых высокий уровень пассивной безопасности и сокращение расходов на производство новой машины.

FSO Polonez - 1982 год - авто для рынка западной Европы

Облик современного польского автомобиля прорабатывала известная дизайнерская компания Ital Desing под руководством Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiro) — одного из крупнейших конструкторов и дизайнеров того времени, автора кузовов Ferrari, Maserati, Lotus и BMW. Правда, говорят, что Polonez — это всего лишь переработанный проект, который изначально предназначался для новой Lancia Delta, но по каким-то причинам был продан польскому заводу FSO.

Первый прототип с несущим пятидверным кузовом «хэтчбек», изготовленный в 1975 году, оказался «в тренде» — вспомним автомобили-современники: Audi 100 Avant, Simca 1307, Renault 30, Volkswagen Passat. При этом кузов «хэтчбек» не только обеспечивал машине большую, по сравнению с седанами, вместимость, но и значительно снижал сопротивление воздуха. Новый польский автомобиль отличался очень хорошей аэродинамикой (коэффициент сопротивления Сх равен 0,35), что, с одной стороны, позволило несколько поднять максимальную скорость машины, а с другой — сохранить относительно небольшой расход топлива.

При разработке новой модели много внимания было уделено безопасности и комфорту. Благодаря большой колесной базе (2509 мм) и рациональному использованию внутреннего пространства, в машине свободно размещались водитель и четверо пассажиров. Багаж удобно было загружать через пятую дверь, которая удерживалась в открытом состоянии двумя газовыми цилиндрами.

В момент своего рождения Polonez был одним из самых безопасных в своем классе европейских автомобилей и уж точно самым безопасным в восточноевропейских странах. Итальянцы хорошо просчитали энергопоглощающие зоны деформации кузова спереди и сзади. Более того, спроектировали его так, чтобы он соответствовал даже очень строгим американским нормам.

К тому же автомобиль с самого начала комплектовался инерционными ремнями безопасности для передних сидений и усиленными местами креплений ремней заднего дивана, рассчитанного на троих пассажиров, противоударными бамперами из пластика, которые выдерживали небольшие удары без повреждения (до 5 км/ч), а также боковыми пластиковыми накладками в наиболее уязвимых местах, позволяющими предохранить лакокрасочное покрытие от незначительных ударов.

При всем этом Polonez неплохо двигался и тормозил (все четыре тормозных механизма у него были дисковыми), имел хорошую обзорность за счет большой площади остекления кузова и мощный свет — четыре фары головного света и штатно устанавливаемые дополнительные противотуманные фары.

Передние сиденья хорошо регулировались по длине и наклону спинки, что вкупе с регулируемой рулевой колонкой обеспечивало удобную посадку за рулем водителю любого роста и телосложения. Можно еще вспомнить тахометр, кварцевые часы, стеклоочиститель и обогрев заднего стекла, замок на топливном баке. Далеко не каждый европейский автомобиль, даже более престижного класса, тогда мог похвастаться таким опционным списком! Поэтому владельцы Polonez невольно вызывали уважение у автолюбителей.

Правда, многие «навороты» привели к тому, что автомобиль весил чуть больше своих одноклассников, но в 70-е годы на такие «мелочи», как избыточный вес, мало кто обращал внимание. К тому же итальянцы и поляки были уверены, что вскоре Polonez получит совершенно новую, более мощную линейку моторов.

Двигатель от Fiat 125p под капотом Polonez должны были заменить бензиновые моторы объемом 1,6, 1,8 и 2,0 л и двухлитровый дизель. Но, как это часто бывает, планы остались только планами. Когда FSO принял новый кузов автомобиля, быстро выяснилось, что завод не в состоянии дополнительно оплатить еще и разработку двигателей.

В результате на новом автомобиле использовались модернизированные силовые агрегаты от Fiat 125p объемом 1295 и 1481 см3 и, соответственно, мощностью от 60 до 82 л.с. Все они имели газораспределительный клапанный механизм типа OHV c распределительным валом в середине блока цилиндров с той лишь разницей, что у Polonez распределительный вал приводился в действие не цепью, а зубчатым ремнем. Кроме того, механический привод вентилятора системы охлаждения двигателя был заменен на электрический, что несколько повысило эффективную мощность двигателя.

На машине было также установлено однодисковое диафрагменное сцепление с механическим приводом (вместо гидравлического, использовавшегося на Fiat 125p). Коробка передач принципиально не отличалась от коробки Fiat, но передаточные числа несколько изменили: 3,75-2,13-1,39-1,0 (у Fiat 125p они такие же, как на нашем BA3-2103 «Жигули»).


1/6

Прочитано 11772 раз Последнее изменение Пятница, 26 декабря 2014 21:31
Святослав Скоробогаткин

Ведущий редактор сайта Драйв-май-ру, настоящий эксперт в области автомобилей, мотоциклов и иной колесной техники, знаток классических и ретро машин. Испытатель наших тестовых авто на треке.

Обзоры и статьи по теме

Комментарии (0)

Средняя оценка 0 из 5 согласно 0 голосам
Комментарии отсутствуют

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий в качестве гостя. Зарегистрироваться либо авторизоваться. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением
Как общаться с ДПС в РФ в 2015 и 2016 году?
Ужесточилось ли поведение инспекторов. Требовать ли объявление причины остановки...
7298 Hits
0 Votes
Posted on Среда, декабря 16 2015, 01:17 AM
Автомобилям время дешеветь?
Время дешеветь? В статье «Валютный товар» Игорь Владимирский утверждает, что пов...
6022 Hits
3 Votes
Posted on Пятница, апреля 03 2015, 09:22 AM
ВАЗ Калина с самоблокирующимся дифференциалом
С преднатягом или без? Прочитал статью «Внутреннее трение» про ВАЗ Калину с само...
8017 Hits
2 Votes
Posted on Воскресенье, марта 08 2015, 01:09 AM